top of page

С 1 по 16 августа 2016 года в верховьях реки Мрассу работала совместная археолого-этнографическая экспедиция музея этнографии и природы Горной Шории и музея-заповедника «Кузнецкая крепость». В одной из пещер обнаружены костные останки промысловых животных и фрагменты глиняной посуды, которые датируются VIII-VII веками до нашей эры. В районе пещеры «Спальный грот», на противоположном берегу реки Мрассу, была обнаружена старинная крепость .

ЭКСПЕДИЦИЯ ДВУХ МУЗЕЕВ

Целью экспедиции было исследование ряда пещер и выяснение, являются ли они не только памятниками природы, но и памятниками истории, то есть определить, жили ли в этих пещерах люди в древности. Цель экспедиции заключалась также в сборе этнографического материала: старинных фотографий, экспонатов, отражающих традиционную культуру коренного населения.

Это четвёртая по счёту экспедиция, в ходе трёх предшествующих экспедиций сотрудники и волонтёры музея находили внутри пещер наконечники стрел, костные останки диких животных, фрагменты керамики и даже предмет религиозного культа - лопатообразную ложку с орнаментом. Находки поступили в музейные фонды, а наиболее интересные были переданы на экспертизу Ю.В. Ширину, заместителю директора по научной работе музея-заповедника «Кузнецкая крепость». Юрий Викторович, датировав эти экспонаты эпохой раннего средневековья, предложил сотрудничество – совместную экспедицию. В этом году в рамках научного сотрудничества по договору между двумя музеями такая экспедиция состоялась.

В составе экспедиции было восемь человек: начальник экспедиции Н.А. Шихалёва, научный руководитель – учёный-археолог Ю.В. Ширин, члены экспедиции – волонтёры Максим Ермолаев, Иван Стариков, Данил Шалавин (учащийся 9 класса шк. № 11), профессиональный фотограф Вячеслав Шевченко, научный сотрудник музея А.К. Ковякин и самый юный участник семилетний Коля Ермолаев.

Маршрут экспедиции: на машинах от г. Таштагола до п. Мрассу, на пяти резиновых лодках вниз по реке Мрассу до п. Усть-Кабырза. На пути было девять стоянок возле пещер. В пещерах, на основании открытого листа министерства культуры РФ, проводились археологические раскопки. Научный руководитель Ю.В. Ширин проводил также и топосъёмку. Благодаря ему была обнаружена старинная крепость XVIII века в районе пещеры «Спальный грот», на противоположном берегу реки Мрассу.

ПЕЩЕРЫ КАК СЕЙФЫ

- В Горной Шории я работаю почти 30 лет, но верховья Мрассу остались для меня единственным белым пятном - эти места не посещаемы археологами на протяжении последних семидесяти лет, - рассказал археолог Юрий Ширин. - Последние разведки происходили в 30-е годы прошлого века. Результаты проведённой экспедиции показали, что эта работа была необходима.

В пяти пещерах было зафиксировано пребывание человека в разные исторические эпохи. Самая древняя эпоха датируется VIII-VII веками до нашей эры. О том, что пещеру посещали охотники, говорят костные останки промысловых животных и глиняная посуда. По остаткам глиняной посуды можно увязать эти пещеры с некоторыми поселениями на территории юга Кемеровской области. В верховья Мрассу население проникало от низовьев реки. Это была отдаленная от населенных пунктов промысловая территория.

В другой пещере обнаружены следы пребывания человека в раннем средневековье – примерно VII-VIII века нашей эры. Эти выводы сделаны по наконечникам стрел, некоторым металлическим предметам, глиняной посуде с характерными узорами. Остались следы очагов, об их многократном использовании говорят специальные зольники, куда убиралась зола от костров.

Таких пещер на территории Горной Шории много. Удалось поработать только в нескольких из них. Участники экспедиции пришли к выводу, что работу надо продолжать. Пещеры интересны тем, что они, как сейфы, аккумулируют следы пребывания человека. Древние поселения найти сложно - они постоянно меняют место, а пещера притягивает человека в любую эпоху, в них могут быть многослойные остатки его пребывания, этим они интересны. Можно проследить, насколько глубоко проникал человек в эти таёжные места. Материалы показывают, что не во все эпохи Горная Шория была равномерно заселена. Два периода – эпоха поздней бронзы и эпоха раннего средневековья – были пиками посещаемости и заселённости данной территории. Современные посёлки находятся на местах, которые были выбраны именно в то время. Они связаны с дорогами, с путями соприкосновения разных культур. Не случайно в Усть-Кабырзе много археологических памятников – это одно из мест проживания. Верховья реки интересны тем, что здесь человек постоянно не проживал – здесь были промысловые зоны. Мы ничего не знаем о характере промыслов: что добывали в определённые эпохи, на чём специализировались – на пушнине или редких мускусных животных.

В пещерах найдено много предметов, связанных с охотничьим бытом. В одной из пещер, где был слой VIII-VII веков до нашей эры, была обнаружена культовая костяная ложка с насечками. Она напоминает то, что было описано этнографами в начале XX века: охотники делали насечки на ложке после каждого жертвоприношения. По количеству насечек можно судить о том, что ложка использовалась длительное время. Был найден орнаментированный костяной диск от лучкового сверла, которым добывался огонь. В археологических материалах поселений нам известны такие свёрла. Подобные материалы раскрывают наши представления об отдалённых эпохах. Информация собирается по крупицам. Главное, эти фрагменты не потерять. К сожалению, туристы, начинающие самостоятельные расследования, делая это непрофессионально, наносят вред историческим памятникам.

Сложность в том, чтобы понять, как формируются отложения пещеры. Если угадаешь, куда идёт поток воды во время наводнения, то там всё и найдёшь. Сооружения в пещере были необходимы, но, чтобы дым из пещеры выходил, надо приблизиться к капельной зоне.

- Хорошо видно, что в некоторые эпохи туда приходили только охотиться, - делает вывод учёный-археолог Ю.В. Ширин. - Люди стремились в места лесостепного ландшафта. В тайге выжить без каких-то запасов сложно. Позднее, с попаданием в данническую зависимость, их, вероятнее всего, вынуждают приближаться к местам промыслов и снабжают продуктами.

ДРЕВНЯЯ КРЕПОСТЬ НА РЕКЕ МРАССУ

Участникам повезло обнаружить остатки шорской крепости на берегу Мрассу, о которой было давно известно. Сведения о ней были обнаружены в секретном архиве, он связан с пограничными конфликтами с Китаем. Документы эти мало кому доступны. В этом документе говорилось о секретной военной экспедиции, связанной с проектом укрепления пограничной линии между Бийском и Абаканом. Она должна была выглядеть как цепочка крепостей, между которыми были разъезды казаков. В середине XVIII века экспедиция вышла из Бийска и двигалась в сторону Абакана через Горную Шорию. Они обследовали места, где можно сеять пшеницу, косить сено, где есть лес для строительства. Когда они пересекали Мрассу между Бугзасом и Узасом, на этом участке военная экспедиция засвидетельствовала развалины крепости (Кизас впадает в Мрассу)

В документе указано: «Здесь мы впервые обнаружили развалины каменной крепости, которые до этого встречались нам только на территории Алтая».

Когда экспедиция проплывала по маршруту, то участники заметили подходящий участок берега (см. на фото). Это место оказалось удобным не только для крепости, туда же подходит основная дорога. Крепость контролировала транзитный маршрут, и её наличие в этом месте было оправдано. Скала круто обрывается со стороны берега, площадка обустроена. Чтобы узнать, в каком веке она сооружена, надо её дополнительно обследовать. Сам объект заслуживает внимания.

Затем участники экспедиции сделали остановку в устье реки Бугзас, чтобы добраться пешком до п. Эльбеза. Из собранных экспонатов наибольший интерес представляют охотничьи нарты, жёлоб для самогонного аппарата, острога необычной формы. На окраине п. Эльбезы около родника зафиксировано место проведения традиционных свадебных обрядов. Фотограф Вячеслав Шевченко это место сфотографировал. У старожила Эльбезы Владимира Максимовича Шелтрекова

выяснили, что лет 60 назад, будучи юношей, он неоднократно поднимался на гору Тарлан Кразы и принимал участие в жертвоприношениях. Он согласился быть проводником, и сам провел экспедицию на священное место.

ИТОГОМ СТАНУТ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Участники экспедиции поделились своими впечатлениями и планами на будущее.

Максим Ермолаев, волонтёр:

- Предметы, переданные музею жителями посёлков Эльбеза и Средний Бугзас, представляют этнографическую ценность. Остроги имеют вилообразную конструкцию и реально показывают, что в прошлом ресурсоснабжающие возможности реки Мрассу были другими. Сегодня нельзя представить какую рыбу можно этой острогой ловить. Стоит отметить орнаментированное костяное пряслице для веретена. Работу надо продолжать, несомненно, тем самым обогащать историю Горной Шории. Хотелось бы поблагодарить жителей сел Эльбеза и Верхний Бугзас за экспонаты, переданные в дар, за гостеприимный душевный приём. Особая благодарность Жанне Михайловне и Евгению Тихоновичу Шелтрековым.

Вячеслав Шевченко, профессиональный фотограф:

- Это путешествие отличается тем, что погодные условия были неблагоприятными по сравнению с другими моими путешествиями, для фотосъёмки более суровые. Мне нужно было фиксировать наше продвижение в течение всей экспедиции, а также вести фотосъёмку технического характера во время раскопок. Делал это впервые.

Ю.В. Ширин, заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Кузнецкая крепость»:

- Разветвления торговых маршрутов древности наводят на вопрос: что заставляло купцов сюда передвигаться. Они нам шёлк, а мы что? Есть кости кабарги. Кабарга давала мускус, который ценился на востоке. Можно будет определить период, что даст возможность корректировать наши представления о возможностях торговли, кто её мог контролировать. Памятники Горной Шории периодически выдают сюрпризы, которые могут перевернуть представления о прошлом. Мы можем сказать, какие компоненты формировали, в конечном итоге, население. Обнаружена целая коллекция охотничьих трофеев – костных останков диких животных. Путем анализа будут определяться видовой состав, возраст, сезон охоты. Станет понятно: это охота для удовлетворения собственных нужд либо это пушная охота, связанная с вывозом и торговлей. Найденные кости будут переданы зоологам, которые составят процентное соотношение, перечень животных, на которых охотились предки. Учёные будут иметь один из первых срезов охотничьего промысла древнейшего населения Горной Шории. Это один из важных результатов проведённой экспедиции. Результатом будут также несколько научных статей, но это лишь начало большой работы. Значимость экспедиции ещё и в том, что, опираясь на научный опыт и научные выводы, можно принимать и управленческие, политические решения. Принимать их на научной основе, а не на популистских выводах куда разумнее, чем неоднократно наступать на одни и те же грабли. В течение месяца материал будет обрабатываться, будет готовиться первая публикация. Найдены были средства на проведение экспедиции, сейчас нужны средства на проведение анализов. Результат будет зависеть от совместной работы двух музеев – музея этнографии и природы Горной Шории и музея-заповедника «Кузнецкая крепость». Но это будут научные гранты – более серьёзные финансы.

Участники экспедиции выражают благодарность главе администрации Таштагольского района Владимиру Николаевичу Макуте, начальнику управления культуры Надежде Георгиевне Согриной за финансовую поддержку, а также директору ФГБУ «Шорский национальный парк» Валерию Борисовичу Надеждину за предоставленный транспорт, жителям посёлка Эльбеза за радушный

приём.

346 просмотров
bottom of page