Девушки в тылу.
- Записи сделаны в 1995 году учениками Спасской
- 1 мая 2017 г.
- 5 мин. чтения
Воспоминания женщин Алтайского прииска о жизни в годы Великой Отечественной войны.
Эти воспоминания женщин, переживших трудные годы войны, послевоенное время восстановления разрушенного хозяйства, показывают, что, несмотря на все испытания, выпавшие на их долю, они сохраняли оптимизм, умение радоваться жизни. Они трудились, не требуя наград и благодарности взамен.
Савкина Елена Ивановна, начальник отдела кадров прииска «Алтайский», :
Когда началась война, мне было 14 лет, я училась в школе. О начале войны узнала от отца, который побывал на митинге, состоявшемся 22 июня 1941 г. На фронт моего отца, Байлекпашева Ивана Дмитриевича призвали в 1942 году. Уходя на фронт, он наказывал моей матери, что бы ни случилось с ним на фронте, детей она должна выучить. В 1944 году он погиб.
Жилось трудно, плохо было с одеждой, питанием. Продукты получали по карточкам, с весны до осени собирали в тайге всё, что было съедобно. Старшим девушкам школа приобретала тапочки, так как они стыдились ходить босиком. Между уроками ученикам давали скудные завтраки, но голод всё равно ощущался постоянно. В школе было печное отопление, и ребята, когда шли на уроки, несли с собой 2-3 полена дров и кроме того, заготавливали дрова на лесосеке вместе с учителями. Норма была 1,5 кубометра на ученика в день. Потом привозили дрова в посёлок на санках на себе.
Предприятие, на котором работали почти все жители посёлка, имело своё подсобное хозяйство. Посевные площади были разбросаны вокруг Спасска, в деревнях, относящихся к Спасскому сельсовету – Турле, Тарлашке, Ежиголе, Соколе. Посевные площади составляли в конце войны больше шестисот гектаров. Сеяли пшеницу, овёс, рожь, лён. Овса сеяли до 400 гектаров, из него делали муку и крупу. Сажали морковь, капусту, картофель. В подсобном хозяйстве работали ученики старших классов. Распределялись по звеньям, за каждым звеном закреплялся участок. После занятий в школе ребята работали на своих участках. Осенью убирали урожай, не считаясь с погодой, в жару, в дождь, снег. И в школе учиться начинали только после уборки урожая. Иногда уборка длилась до ноября, так как не хватало рабочих рук. Собранный урожай реализовывался в детском садике, школе, больнице, столовой.
В школе был шумовой оркестр, драматический кружок. Всем классом ходили на репетиции спектакля. Кто-то играл главные роли, кто то принимал участие в массовых сценках, а кто то помогал оформлять декорации. Сколько же шума, смеха было на этих репетициях! Весело проводили праздники. Новый год встречали на улице, катались на санях, играли в «снежки». Угощением на праздники была «праздничная» булочка из кукурузной муки.
Много пели, очень быстро запоминали слова новых песен, звучащих по радио. Самыми популярными песнями были «Катюша», «Мой костёр в тумане светит», «Огонёк», «Счастье моё я нашёл в дружбе с тобой». Любили слушать Клавдию Шульженко, Вадима Козина. В клубе устраивали танцы, танцевали вальс, танго, а летом танцевали на стадионе. 2 – 3 раза в неделю в клубе показывали фильмы, которые привозили из Таштагола.
На фронт парни уходили прямо со школьной скамьи, многие добровольно, говорили, что не успеют иначе принять участие в разгроме врага. Так, в 1944 году проводили Шабалиных Дмитрия и Петра, Пенемясова Михаила (все они погибли). На проводах на фронт собирались вместе девушки, парни, пели песни, договаривались о том, кто кому будет писать письма. Проводы проходили и грустно и весело. Парни с фронта писали письма девушкам. Но бывали случаи, когда девушки по какой-то причине не отвечали на письма. Тогда комсорг школы, Кропотова Валентина, узнав об этом, отчитывала девушку так, что она шла писать письмо.
Собирали на фронт посылки. Учащиеся школы обходили дома и собирали вещи, которые жители готовили заранее, это были носки, варежки, табак. Жителей были обязаны готовить посылки на фронт.
Кызынгашева Анна Васильевна :
О начале войны узнали из сообщения по радио. На стадионе 22 июня собрался митинг, на котором выступали руководители прииска «Алтайский». Мне запомнилось речь секретаря парторганизации Кропотова Евгения Павловича. Он сказал в речи: «Враг будет разбит, Победа будет за нами!».
Работать начала во время войны в подсобном хозяйстве в Тарлашке. Работы много было, не жалели себя, не думали, что много работаем. Работала, потому что семью было кормить некому, Отца, Языкова Василия и братьев Владимира и Николая взяли на фронт, где они погибли.
Продукты получали по карточкам. В карточке всегда отмечали количество полученных граммов хлеба, круп, масла. Рабочим на прииске давали по 800 граммов хлеба в день, служащим – 500 граммов, иждивенцам –200 – 300 граммов. Количество полученных в граммах продуктов изменялось, ведь прииск и Алтайский продснаб были на само обеспечении продуктами. И, часто, по приказу директора прииска «отлучали» от получения продуктов учителей, врачей, воспитателей. Это называлось «вести переучёт и отсев лиц, утративших право на получение продуктов». Это, наверное было необходимостью выбора, кого следует накормить в первую очередь. Поэтому учителя тоже сажали огород и порой забывали про уроки.
Мальчишки, чтобы прокормить семью, с ранней весны до поздней осени, пока не встанут реки, с лотками, которые были в каждой семье, шли мыть золото. Золото мыли на отработанных участках, на малых реках и ручьях вокруг посёлка. Это называлось «вольный принос». Золото сдавали в «Золотоскупку» на боны, на которые и покупали продукты.
Кузнецова Анна Васильевн:
Я начала работать в 1943 году в больнице. Сначала на кухне, затем сестрой хозяйкой. Так как специалистов не хватало, то меня на практике обучили навыкам операционной сестры. В Таштаголе на шахте часто бывали аварии. Шахтёрам требовалась медицинская помощь и донорская кровь. Я часто сдавала кровь, так как у меня была 1-я группа крови. Как донор получала 600 граммов хлеба.
Работали по 11-12 часов. Готовили для больницы дрова, на заготовке дров работали все служащие прииска, работники школы, больницы, имея при себе топоры, колуны, пилы. Работали в подсобном хозяйстве, сажали и убирали картофель. Общая площадь под картофель составляла 141 га. Дневное задание на уборке картофеля на участке Уруш составляло 4 га. За уборку 1-й тонны картофеля получали 2 килограмма. Жителей Спасска кормил ещё лес. Собирали черёмуху, лесные ягоды, грибы, колбу (черемшу), травы, коренья. Заготавливали кедровый орех.
Отец, Константин Иванович был в плену, несколько лет о нём ничего не знали.
Шмелёва Мария Сергеевна:
Я была школьницей. Помню выступление на митинге 22 июня 1941 года бухгалтера прииска Кокшенова Ивана Николаевича, у которого позже на фронте погибло трое сыновей – Борис, Михаил и Николай. В своей речи Иван Николаевич призывал жителей защищать Родину от врага и сам хотел пойти на фронт добровольцем, но он был уже пожилой человек и его не взяли. 28 июня стали разносить повестки из военкомата г. Таштагола. А 29-го июня провожали на фронт первых фронтовиков. Из Спасска ушли на фронт практически все взрослые мужчины, остались только те, кому дали «бронь» и негодные к строевой службе по болезни. На нашей заречной стороне Спасска в 32 дворах осталось 7 мужчин, трое из которых было инвалидами, они содержали гончарную мастерскую, обеспечивая посёлок глиняной посудой. Жители посёлка держали скот, садили огороды. Но этого, конечно, было недостаточно. Поэтому в летнее время дети ходили в лес, собирали травы, коренья, грибы, ягоды. На зиму сушили калину мешками.
В школе, несмотря на то, что шла война, всегда была художественная самодеятельность, учащиеся выступали с концертами перед жителями посёлка.
У меня сохранились самые тёплые воспоминания об учителях школы, которые много времени проводили со своими учениками. Это Тыравские, Юганова, Горланова и другие.
Весна 1945 года была ранняя, уже посадили огороды, цвела черёмуха, когда по радио сообщили о Победе. Как и 22 июня 41-го, был митинг у клуба, женщины плакали.
Мой отец, Сергей Иванович Шмелёв, пропал без вести, но видел его в плену односельчанин, рассказывал, что Сергей Иванович бежал из плена. Дальнейшая судьба его осталась неизвестной.
Куценко Ольга Васильевна:
Во время войны работала продавцом в магазине «Золотоскупка» продавцом. Продукты жителям выдавали по карточкам. В карточке на месяц было расписано общее количество выдаваемых продуктов в килограммах и граммах. Затем расписано по дням количество выдаваемого хлеба, круп, сахара, например
Хлеба – 200 граммов
Крупа – 10 граммов
Сахар – 40 граммов.
Продукты в магазин доставлялись с Таштагольской базы. Это были мука, крупы, сахар, соль. Зерно на муку мололи на мельнице в Шалыме.
Работали без отпусков. Делали всякую необходимую работу – готовили в лесу и вывозили «на себе» дрова, сено для скота, садили огороды, старались посадить больше картофеля, основного продукта питания. Кормила также тайга.
Но люди мирились с трудностями жизни, главное для них были весточки с фронта. Если возвращался кто-нибудь с фронта, к нему приходили домой соседи, односельчане, стремясь выяснить что-либо о своих родственниках