top of page

В музее этнографии и природы Горной Шории открылась выставка работ Алексея Семёновича Гордеева, посвященная празднику День шахтёра.

Родился Алексей Семёнович 1 марта 1915 года в г. Красноярске, в семье рабочего, погибшего в годы гражданской войны. После окончания 7 классов поступил учиться в фабрично - заводское училище (ФЗУ). Работал литейщиком, чернорабочим на судоверфи, мотористом на грузовом катере. Но была с детства и сильная тяга к искусству. Мальчишкой рисовал на обоях и обёрточной бумаге. Поэтому одновременно с работой посещал изостудию при железнодорожном клубе им. Карла Либкнехта. Руководитель студии - талантливый скульптор и рисовальщик Федор Дмитриев, первый наставник Гордеева. Именно он готовил Алексея Семёновича к поступлению в Омское художественное училище.

Мечту о профессиональном художественном образовании оборвала война. После войны работал в клубе художником - оформителем.

В 1948 г. Гордеев приехал в г. Кемерово, где работал как живописец. Ранние его работы - копии с картин. В 1949 г. на областной выставке появляются уже его работы.

В 60-е годы среди видов эстампа была особенно популярна черно - белая линогравюра. Ее сравнительно несложная техника позволяла художнику быстро откликаться на события, воспроизводить хронику рабочих будней крупных строек, индустриальных объектов.

Стремление художника быть сугубо оперативным в откликах на ежедневные события порой приводило к репортажной упрощенности в раскрытии тем. Казалось, сами условия жизни в индустриальном Кузбассе толкали Гордеева, осваивавшего технику линогравюры на «репортажный» путь творчества.

В своих работах он показывал проникновенность лирических пейзажей Горной Шории. Были и жанровые композиции - идея возникла после того как он побывал в забое Таштагольского рудника.

Неоднократно Алексей Семёнович выставлял свои работы на зональных и Республиканских выставках.

В центре внимания работ, из графической серии «Шория моя», привлекает наше внимание его офорт «Карьер».

В этой работе Гордеев изображает свой карьер совершенно в дантовском духе. Кольцеобразно уходящие в глубину круги навеивают дантовскую картину о кругах ада. Суровости времени, образа жизни, в покорении природы. Что перекликается с шаманским мировоззрением о 7 или 9 подземных мирах.

Алексей Семёнович конечно же был знаком с шорской мифологией и отобразил вторжение людей в Нижний мир для извлечения полезных ископаемых. Дух времени, - когда люди силой забирают богатства для своих нужд у суровых его хранителей духов подземного мира.

Лаконичность, резкие контрасты черного и белого, сочный и размашистый штрих линогравюры и офорта стали эквивалентом сурового стиля в графике.

Ведущей темой 60-х годов сурового стиля был труд, понимаемый как подвижническое преодоление и некая религиозная аскеза. Такова тема покорения природы. «Чаще всего в основе подобного сюжета лежит героическое противостояние человека и природы, некое насилие над природой, («Не стоит ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача»); вторжение в ее недра, извлечение природных ископаемых или изменение естественного течения рек».

Герои сурового стиля – посланцы цивилизации, физики, геологи, рабочие-первопроходцы. Для этой стилистики важны рационализм и минимализм, простота и строгость, контрастная черно-белая гамма.

Дуальность мира: черный Низ и белый Верх характерная черта мировоззрения шаманизма. Хотя в шаманской идеологии Низший мир наряду с черным чаще ассоциируется с красным цветом. Цветом крови. Но мрак темноты (черноты) нижнего, подземного мира незримо присутствует в шорских героических сказаниях. Черно-белая линогравюра 60-х годов наиболее удачный метод передачи событий отражения времени, суровости отношения времени, природы и человека. За внешней красотой природы скрывается её суровость, её непоколебимое упорство, её стремление отстаивать свою сущность. Человек вооружившись знаниями о самой природе делает все усилия для её закабаления. Поражают масштабы вторжения человека в природу. И на гравюрах мы видим совсем не робкие, а устремленные шаги человека в тайгу Горной Шории. Его желание покорить и обуздать её.

И всё же за черно-белыми штрихами, за суровостью стиля мы видим, чувствуем красоту тайги, её беззащитность, желание автора сохранения её. В этом проявляется двойственность работ Гордеева: стремление сохранить красоту первозданной природы и в тоже время заполучить её богатства, хранящиеся в её подземных кладовых.

Исследователи мифологии утверждают, что дуалистическое мировоззрение возникло именно в урало-алтайском регионе. В сибирских традициях не только шаманы, но и кузнецы часто делятся на белых и черных. Но шорские кузнецы делали робкие, не смелые шаги в получении богатств тайги Горной Шории, они шли через подношения даров духам, через мольбы и поклонения горам.

Страсть Алексея Гордеева к художественному исследованию Горной Шории, конечно, прямо не связана с подобными верованиями. Но что-то созвучное своему излюбленному суровому стилю в природе и мировоззрении этих мест он, несомненно, знал. В общем, и в скромном производственном пейзаже можно различить и запечатлеть космический размах и архаические глубины и желание сохранить первозданную тайгу.

62 просмотра
bottom of page